ITAM. Что нужно знать об управлении ИТ-активами?
Система управления IT-активами (ITAM) охватывает такие управленческие аспекты бизнеса, как финансы, материальное и нематериальное имущество, риски, предлагая решения оперативного и перспективного характера. По сути, ITAM представляет собой единый информационный центр, предназначенный для сбора и накопления сведений о состоянии ИТ-ресурсов на каждой стадии их жизненного цикла.
При этом ITAM нельзя назвать просто местом хранения данных – это еще и инструмент для решения важных задач по управлению IT-активами, поскольку система интегрирована с функциями, включающими элементы инвентаризации, мониторинга, аудита. За точность и актуальность получаемых данных отвечает импорт из различных источников расположения информации – сторонние платформы, серверы, приложения и др.
Что дает инвентаризация оборудования и программ?
От качества отслеживания показателей использования аппаратных и программных ресурсов зависит эффективность управления ими. Своевременное получение необходимых сведений помогает повысить производительность, уменьшить расходы, связанные с ремонтом и техподдержкой активов, исключить траты на содержание неиспользуемых устройств или ПО. В перечень параметров отслеживания в рамках ИТ-инвентаризации входит:
-
численность ресурсов,
-
градация программного обеспечения на лицензионное и нелицензионное,
-
объем затрат,
-
процент участия активов в производственных процессах,
-
степень использования лицензий,
-
наличие просроченных разрешений.
Три аспекта базы данных ITAM:
-
Финансовый. Дает представление о стоимости владения IT-имуществом, целесообразности вложений в проекты, бюджетировании продуктов и услуг. Параметрами для отслеживания финансового компонента ITAM являются заказы и закупки.
-
Физический. Сбор информации в рамках этого аспекта осуществляется преимущественно ручным способом, например, с помощью сканеров штрих-кодов. Он указывает, какие активы находятся на складах, какие задействованы в бизнес-процессах, а какие подлежат ликвидации.
-
Договорной. Система управления ИТ-активами собирает информацию о контрактах: количество приобретаемых устройств, закупочные цены, качество обслуживания, срок обновления, окончания лицензии и т.д.
Какую пользу приносит ITAM бизнесу?
В первую очередь, система управления ИТ-активами ориентирована на упорядочивание процессов, связанных с применением оборудования и программ. Ресурсы мониторятся из разных каналов связи, но результаты отслеживания можно получить в единой базе. Среди основных преимуществ автоматизированного продукта по управлению IT-активами выделяют:
-
повышение эффективности использования информационно-технических активов,
-
сокращение простоев и связанных с ними финансовых, технологических рисков,
-
рост производственных мощностей с сохранением качественных показателей,
-
поддержка ИТ-сектора и бизнес-процессов,
-
оптимизация затрат в результате систематического анализа работы ресурсов и систем,
-
обеспечение кибер-безопасности,
-
соблюдение контрактных условий и законодательных норм.
Получение указанных выгод возможно благодаря постоянной актуализации базы данных. На основе оперативной информации сотрудники могут быстро устранять ошибки и неполадки, корректировать процессы, выводить из эксплуатации ненужные устройства и программы, а также составлять прогнозы и производить планирование.
Из чего состоит практика ITAM?
В компаниях с развитой IT-инфраструктурой управление ИТ-активами производится по определенной схеме, которая состоит из следующих моментов:
-
выделение бюджета,
-
создание рабочей группы для разработки пилотного проекта,
-
определение критических ресурсов,
-
уточнение способов идентификации и импорта сведений,
-
применение методики, базирующейся на жизненном цикле активов,
-
проведение мониторинга с целью исключения избыточного развертывания,
-
принятие решения о внедрении CMDB,
-
автоматизация управленческих процессов,
-
проведение интеграции с другими системами и ресурсами для повышения доступности консолидируемой информации,
-
отслеживание лицензий (своевременное продление, закупка новых либо списание),
-
развитие отдела технической поддержки.
Как понять, нужна ли ITAM вашей компании?
Существует несколько показателей того, что бизнес нуждается в совершенствовании процесса управления ИТ-активами:
-
Потребность в экономии денежных средств. Вы понимаете, что содержание программного обеспечения и аппаратных ресурсов стало обходиться компании слишком дорого, а обойтись без него невозможно.
-
Слишком много ручного труда. Вы отслеживаете активы прибегая к электронным таблицам, ручным подсчетам, задействуя основное рабочее время своих сотрудников. Во-первых, при таком подходе большая вероятность ошибок, во-вторых, специалисты тратят все силы на выполнение рутинных операций вместо то, чтобы направить свой потенциал на развитие.
-
Высокий уровень финансовых рисков и угрозы безопасности. При ручном мониторинге сложно отследить движение активов, что становится причиной возникновения таких проблем, как кража, устаревание оборудования, просроченные лицензии и т.д.